Антропология, гибкость и сила или Гепарды не ходят в спортзал.

Многие задаются вопросом, как сбалансировать гибкость и силу. Я нашла для себя ответ на этот вопрос у антропологов, изучающих, как менялся человек, его тело, способности, привычки, с течением веков. Этот ответ несколько противоречит учебникам и пособиям, по которым обычно обучают тренеров.

Аграрная революция: как мы стали слабыми.

По останкам людей разных периодов, антропологи могут определить, когда они жили и чем питались. Конечно, многое пока невозможно объяснить, но есть моменты, где большинство ученых пришли к согласию и могут сделать кое-какие выводы. Почему же я упомянула аграрную революцию и что это вообще?

Когда-то люди охотились, собирали растительную пищу, по необходимости кочевали с места на место, осваивали новые земли. Они постоянно подвергались опасности, сталкивались с неизведанным, но, судя по останкам, были на удивление здоровыми, гибкими и сильными. Кто не был таким, тот просто не выживал в таких условиях и не мог передать свои гены дальше.

Однажды человек сообразил, что можно не собирать еду в лесу, а выращивать ее из семян. И тогда все круто изменилось. За посадками надо ухаживать, особо не постранствуешь. И этот период перемен назван Аграрной Революцией.

После этого люди чаще жили в одном месте, были стабильными и умелыми, развивали искусство и культуру, но при этом стали малоподвижными. Как показывают останки людей этого периода истории, появилось много новых болезней. Однако с таким образом жизни, более слабые уже могли выжить. Были построены дома, деревни, города… ушла необходимость каждому бороться за жизнь так, как когда-то раньше.

Человек и гепард.

По предположениям ученых, люди ДО аграрной революции были невероятно ловкими, с очень развитой гибкостью и силой. Эти навыки были жизненно необходимы. Они сохранились у диких животных, особенно ярко это заметно в семействе кошачьих. Гепард бежит сильно раскрывая вентральную (брюшную) часть тела, почти “в шпагат”, при этом его движения максимально мощны, гибкость и сила не нужны ему по отдельности, они нужны именно вместе, как единая способность.

Если бы нам пришлось выживать, защищать себя и семью, кормиться охотой, скрываться от хищников, быстро лазать, прятаться, выскакивать, быть маневренным и ловким, то наше тело бы приспосабливалось ко всему этому одновременно. Гибкость и сила должны присутствовать в теле, как единая способность.

Отделяя их и пытаясь развивать их по отдельности, мы уходим от исторически заложенного в нас баланса.

Пока мы гонимся то за одним зайцем то за другим, мы утверждаем, что у нас либо мобильность либо стабильность и они словно противоречат друг другу. Но это же абсурд, если подумать о том, что все в природе логично. Подвижность и сила даны нам, чтобы дополнять друг друга.

Мобильность и стабильность.

Я верю, что разделение гибкости от силы, мобильности от стабильности – это все от незнания, несбалансированности и непонимания своих целей и потенциальных способностей. Отчасти потому, что реального применения высоко развитым гибкости и силе мы особо не находим: разве что на сцене, на арене цирка, ради шоу, ради фото, ради видео, ради спортивного разряда (что, по сути, формальность)… Вот они зачастую и не складываются воедино.

При этом, заметьте, что тех, кто развивает в себе и то и другое, мы уважаем и видим в них тот самый баланс, ценим его, но себе говорим: “мне нужна сила” или “мне нужна гибкость” но ставить их отдельной целью – это идти наискосок от своих желаний. Куда-то придете, но не туда, куда хотели.

Я всегда привожу банальный пример: думаю, все вы знаете, где находятся на руке бицепс и трицепс.  Обычно трицепс растягивается, чтобы бицепс мог сократиться. Если со стороны трицепса не будет эластичности, толку от силы бицепса не будет! Руку невозможно будет согнуть, и бицепсу придется крайне перенапрягаться, что будет неэффективной тратой сил и энергии. Если бицепс не сможет хорошо сокращаться, то зачем тогда трицепсу вообще растягиваться? Без работы бицепса, рука не согнется, мы ничего не сможем делать руками. Бицепс и трицепс балансируют и дополняют работу друг друга.

Гибкость и сила – это одна и та же способность, две стороны одной монеты, которая определяет, чем богато ваше тело. Мы не распилим монету на две части, чтобы стать богаче. Она нужна только когда она целая.

Лишь перестав отделять гибкость от силы, превратив силовые тренировки в те, что делают вас гибче, а занятия растяжкой – в укрепляющие силовые, мы можем реально приблизиться к способностям, исторически заложенным в нашем теле.